Арт-терапия: целительная сила творчества

Сайт СимМама.ру - сайт ульяновских мам

О чем могут рассказать детские каракули? Какие проблемы можно решить с помощью красок и листа бумаги? Ответы на эти вопросы дает арт-терапия – одно из интереснейших направлений психотерапии.

Разноцветные домики, соединенные стрелочками, человечки и деревья - на первый взгляд, это обычные детские рисунки. Но Юлия Рыбочкина, педагог-психолог центра социально-психологической помощи семье и детям «Семья» видит здесь и проблемы в детско-родительских отношениях, и различные негативные чувства, которые испытывал ребенок в процессе рисования – тревогу, страх, печаль, безысходность, одиночество…

- Что же это такое - арт-терапия?
- Арт-терапия – это психологический метод раскрытия чувств, эмоций и выявления личностных проблем ребенка посредством творчества. Хороша она тем, что у нее очень обширная сфера применения – мы можем ее практиковать с детьми самых разных возрастов, при этом у них могут быть разные физические и интеллектуальные возможности, здесь не нужна какая-то особая сила или одаренность, не нужны специально оборудованные кабинеты – обычная комната, бумага, карандаши и краски.

- Ребенка просто просят нарисовать рисунок?
- Не просто рисунок. Если мы с диагностической целью это делаем, то мы просим нарисовать определенный рисунок – взять, к примеру, методику «Дом, дерево, человек». На одном листе мы просим нарисовать дом, дерево и человека, и потом смотрим, какой человек - он больше дома, или меньше, какой на рисунке дом, закрыты у него двери или открыты… Каждая деталь здесь имеет свое значение. Эта методика позволяет выявить и коммуникативные навыки ребенка, степень его открытости или закрытости, и семейные взаимоотношения, и сексуальное развитие
- с каким полом он себя ассоциирует… Когда ребенок закончит рисовать, мы просим его прокомментировать, что же здесь изображено – кто это, девочка или мальчик, какой это дом – старый или новый, какое дерево – больное или здоровое…

Арт-терапия в Ульяновске

Или возьмем, к примеру, ситуацию, когда родители расходятся и суд решает, с кем ребенку будет лучше, с мамой или с папой. Мы просим его нарисовать себя в центре, а затем предлагаем изобразить 8 домиков, раскрасить их разными цветами и поселить туда кого-то. А потом обозначить стрелочками, к кому он в гости придет, кто к нему в гости придет. И в конце мы спрашиваем, какой цвет что для ребенка означает, с чем ассоциируется, и вот так определяем, какие чувства он испытывает к членам своей семьи.

Одна из моих любимых методик – это «Несуществующее животное». С ее помощью можно оценить уровень агрессии ребенка, узнать, каким образом он защищает себя в этом мире, кем и как он себя ощущает вообще среди людей. И о детско-родительских взаимоотношениях она тоже говорит. Еще одна интересная методика - «Человек под дождем». То есть на одном листе мы просим нарисовать просто человека, а на втором – его же под дождем. Такой рисунок многое скажет об уровне защищенности ребенка в этом мире. Это очень важно, как он там стоит под дождем – под большим зонтом или, скажем, под крышей остановки, или же дождь на него льется. То есть когда мы говорим о диагностике, арт-терапия предлагает очень много различных методик.

- А для коррекции каких-то расстройств ее применяют?
- Да, безусловно. Например, пришел ребенок с тревожностью. У подростков это очень часто бывает. Они не могут сказать, что чувствуют, у них не хватает лексического запаса. Есть такая особенность у некоторых подростков – алекситимия, когда человек не может идентифицировать и описать собственные чувства, и распознать эмоции других людей. Мы, кстати, учим их этому, это очень важно, и арт-терапия здесь тоже работает. Но, возвращаясь к тревожности - есть чудесная методика для нейтрализации этого чувства. Мы берем файл, вставляем в него чистый лист бумаги, проводим релаксацию и просим ребенка представить себя сейчас в том месте, где ему обычно очень плохо. И затем даем ему краски и предлагаем нарисовать все те эмоции, которые его сейчас охватывают, вот все-все нарисовать, всю свою печаль. Кто-то нечто абстрактное рисует, кто-то – конкретное, это неважно. А когда рисунок закончен, мы даем много белых листов, которые прикладываются к этому файлу и прижимаются так, чтобы остался отпечаток. Отпечатываем до тех пор, пока вся краска не выйдет, то есть последний лист у нас остается практически чистым. А затем из этих листов выкладывается дорожка, и ребенок по ней проходит. Тем самым мы даем ему как бы освободиться от негативных эмоций, и понять, что все пройдет. Кстати, эта методика замечательно работает с детками, подвергшимися насилию. У них же очень часто бывает и чувство вины, и тревожности, и стыд, и печаль, и – что самое ужасное – отсутствие будущего. А тут мы помогаем прийти к той мысли, что все проходит, и будущее все-таки есть. Изумительная техника, это коррекция всех негативных эмоций – тревоги, страха, фобий, боли, покинутости…

- С детьми какого возраста можно заниматься арт-терапией, и могут ли родители сами применять какие-то отдельные методики?
Возраст, как я уже говорила, не ограничен, как только ребенок начинает держать в руках карандаш или кисточку, можно уже с ним заниматься. Я работаю в основном с подростками, но с малышами арт-терапия тоже достаточно эффективна. Они могут малевать и пальчиками, и ладошками – возможности для самовыражения практически неограниченны. Что касается занятий дома, конечно вы можете этим заниматься, но с какой целью? Ведь просто нарисовать – это одно, а сделать правильные выводы и пойти куда-то дальше – это совершенно другое. Если сам процесс творчества помогает вам почувствовать себя лучше – это замечательно, творите! Но если есть реальные проблемы и нужно достичь определенной цели, то самодеятельностью лучше не заниматься.

- А если предположить, что мама знает, что и как делать, но сталкивается с нежеланием ребенка следовать ее указаниям. Скажет она сыну – нарисуй вот это. А он скажет – не хочу я это, я буду рисовать вот это!
- Вот-вот, мама есть мама, с психологом же дети обычно не капризульничают – это ведь чужой человек. Бывает иногда, что отказываются рисовать – я не буду, я плохо рисую. Но это уже задача психолога. Я в таких случаях с ребенком рисую сама. Говорю, мол, давай я здесь начну, в уголке, а ты, если захочешь, присоединишься. Они потихоньку включаются. Главное - не надо заставлять.

- Сколько сеансов такой терапии нужно, чтобы справиться с проблемой?
- Невозможно сказать. Острое состояние желательно снять за 3 встречи, но ведь это острое состояние из-за чего-то пришло. А дальше необходимо понять, что у ребенка – эмоциональная лабильность или в принципе повышенная тревожность, или ребенок подвержен стрессу. Нам нужно научить ребенка жить в этом мире, а сколько времени это займет - очень сложно сказать. У меня есть детки, которые ко мне и по пять лет ходят…

- С какими детьми занятия арт-терапией оказываются наиболее эффективными?
- С детками очень чувствительными, ранимыми, впечатлительными. А еще есть детки с аутизмом – они умеют разговаривать, но не разговаривают. У меня были такие детки. Что с ними делать? Вот мы с ними рисуем. Но нельзя сказать, что арт-терапия кому-то не показана. Ее ведь можно использовать и как основной метод, и как вспомогательный – я, допустим, помимо арт-терапии еще много других методов использую. А в целом творчество для всех полезно.

Наталья Иванова специально для сайта СимМама.ру

Новое в фотоальбомах

активный выходной ;)
semen
Познакомились с Зимой
Пантера
Покатушки
Татьяна Жукова
Покатались на Колобке
Zlatovlaska